«Головокружение от успехов» и мантры Али-бабы

 Дорогие мои братья и сестры! Прочитав заглавие моего сегодняшнего выступления, вы, наверное, задумались: “Чего там  чудного приготовила нам сегодня наша Лейла Додо?”. Скажу прямо, ничего чудного или чудесного не будет: наоборот, я буду говорить о вещах, о которых вы знаете, о которых  слышите с утра до ночи  и которые вам успели порядком надоесть. Да будет вам известно, дорогие мои, что «Головокружение от успехов» – это название известной статьи Сталина, опубликованной в «Правде» 2 марта 1930 г. Это было своего рода обобщением взятого партией курса на коллективизацию деревни. Но превращение тысячелетнего уклада русского крестьянства в кратчайший срок первой пятилетки в совершенно иную форму хозяйствования было сопряжено с величайшими потерями  прежде всего для самого русского народа: полным уничтожением активной части крестьянства, крестьянской элиты и огромными перегибами – даже в той жесткой политике, которая была изначально очерчена. Иначе говоря, первая пятилетка коллективизации – страшный период в истории российского и советского крестьянства и, разумеется, общества в целом. Что говорит Сталин в своей статье? Восхваляет свои достижения, громогласно заявляет о том, что партии удалось создать новое социалистическое общество на базе давно изжившей себя частной собственности. Но, всем известно, к каким последствиям привела коллективизация: несколько миллионов человек просто погибло от голода. Поэтому, отнюдь не восхваление политики партии было главной целью публикации этой статьи, а  переложение вины за «перегибы», то есть преступления, с себя на своих вассалов, представителей исполнительной власти на местах.  В общем, почему я вспомнила Сталина и его статью, которая символизирует мрачное время первых пятилеток строительства социализма в СССР? Я помню, моя бабушка, в меру образованная для своего окружения женщина, однажды в споре со своим племянником, бывшим специалистом по истории КПСС, когда речь зашла о коллективизации и, в частности, об этой статье Сталина, чуть было не упала в обморок – побледнела, руки у нее задрожали. Я не буду сейчас останавливаться на том, что коллективизация, сопряженная с индустриализацией, привела к созданию мощнейшего государства СССР – эта абсолютно другая проблема; тем более я не хотела бы, чтобы создалось впечатление, будто я сравниваю Сталина с Алиевым. То, что делал Сталин, было нацелено на претворение в жизнь Идеи, хорошей или плохой – это уже второй вопрос. Целью Сталина было создание сверхгосударства, мировой державы. А Ильхам Алиев на фоне Сталина – не более чем амёба рядом с гигантом – существо, вечно паразитирующее на здоровых организмах, ищущее и алчущее земных благ для себя и своей семьи, с неуемной страстью присвоения чужого. Тогда вы вправе спросить, зачем же я упомянула о Сталине и его статье? Для меня это лишь метафора, дорогие мои, – удачная или неудачная, судите сами.  Сталин, переложив свою вину на местных сатрапов, многих посадил и уничтожил, то же самое делает Ильхам Алиев по отношению к своим вассалам, приписывая все преступления и все пороки своего бездарного руководства подчиненным. Все ведет к тому, чтобы сделать личность президента неприкосновенной и создать в сознании людей общее клише о том, что во всех их бедах и несчастьях виновны исключительно чиновники, а сам батюшка-президент –  хороший, заботится о них, просто  от него скрывают реальное положение вещей, он находится в неведении. Это – классический тип формирования образа безупречного, даже идеального правителя, эдакого мудреца, заботливого отца и патриарха. То, что Алиев назначил свою жену вице-президентом, это неспроста. Я вот прочла почти всю аналитическую литературу, посвященную этой теме. Даже наш аксакал, со своей стороны,  выступил с публикациями на эту тему. Мотивы подобного одиозного назначения, проанализированные в указанных работах, занимают широкий спектр обоснований, связанных как с геостратегическими, так и с местными внутриклановыми причинами. Но я всему этому не верю. Назначение жены Алиева  вице-президентом – именно в русле создания подобного образа, о котором я сказала,  ведь каждый мудрый правитель должен иметь и свою половину, олицетворяющую, так сказать, мудрость, красоту и нежность.  – Нежность-то для чего, Лейла Додо? – воскликнете вы, – зачем нежность Алиевскому клану?!  – Подождите, подождите, мои сладкие, не шумите! Да, именно нежность, именно нега, именно роскошь… Все это – по заданной схеме «грозный и справедливый правитель» плюс «красивая, нежная и любвеобильная правительница». Все как в сказке. Вообще, азерский агитпроп руководствуется логикой сказки. А в чем отличие сказки от простого рассказа или романа? В том, мои единокровные братья и сестры, что в сказке нет логики, в сказке смешаны все пространство-временные измерения. В сказке нет времени и нет пространства!  Когда Ильхам Алиев говорит, что он в скором времени возьмет не только Карабах, но и окропит свои ноги и лицо водой озера Гокча, то есть Севан, он руководствуется именно логикой сказки: ведь не только он, но и слушающий его народ и окружение понимают, что это никогда не осуществится. Но они радуются, хлопают в ладоши, восхваляют «мудрого и храброго президента», причем многие  – искренни, ибо логика сказки пронизывает сознание большей части населения Азербайджана и, благодаря этой логике, режим держится на месте, а  псевдострана не распадается. На логике сказки  долго  жить нельзя, с этой логикой далеко не пойдешь, но в определенный период элементы сказочного мышления могут быть живучи, и на них можно построить все что угодно. Вы думаете, люди не понимают, что стихотворство дочери Алиева Лейлы ничего общего не имеет с подлинной поэзией, что это бред и словесный понос? Но люди читают эти стихи, хвалят их автора, устраивают в Москве презентации книг «великой азербайджанской поэтессы» Лейли Алиевой; между делом скажу, что в этих презентациях участвует и русская политическая и культурная элита. Да, люди понимают, что это дутая фигура, по сути, пустышка, но она же четко вписывается в мифологему сказочного правителя: «грозный и справедливый царь» плюс «мудрая и нежная красавица-царица» и плюс «мудрый отпрыск царствующей четы», наделенный, к тому же, даром стихосложения. Вам кажется, сам Алиев и его окружение не понимают, что безудержная милитаризация страны, покупка вооружения на миллиарды долларов никогда не приведет  к изменению статуса-кво в Карабахском вопросе, что это вооружение через определенное время устареет и превратиться в утиль? В конце концов, кто может использовать это вооружение? Турецкие инструктора или наемники из Украины? Но это не серьезно, ведь судьбы войны решает не вооружение, а солдат. Солдат, живущий не в сказке, а в реальной жизни. Солдат, несущий в себе идеологию патриотизма и справедливости, а не башибузук, обуреваемый бредовыми идеями о превосходстве тюркской расы и страстью присвоения чужого, бандит, лишенный человеческой морали и гуманизма.  Все это понимают. Но логика сказки требует, чтобы «грозный и справедливый правитель» имел оснащенную и вооруженную до зубов армию, а качество этой армии не имеет значения – не важно,  что это –  регулярные дисциплинированные идейно-подкованные воины или разношерстная публика  с сумбурной и непонятной идеологией и сказочными мотивами в головах. Наверное, вы помните покойного Туркмен-баши  Ниязова, президента Туркмении. Многие ведь тогда задавались вопросом: не сошел ли  Ниязов с ума, зачем он называет именами своих родственников месяцы года, зачем написал «Зеленую книгу», почитаемую  в качестве чуть ли не священной  в Туркменистане, зачем наделяет себя божественными атрибутами? Все это происходило по схеме Алиева – для создания атмосферы сказки в стране, для вдалбливание в сознание людей мифологизированных элементов, призванных заменить нормальную логику логикой сказки.  Легко жить в сказке – как для деспота-правителя, так и, как это ни странно, для подданных. В сказке легко вынести тяготы жизни и трудности, они кажутся вполне преодолимыми и не столь сложными, как при  нормальном материалистическом восприятии действительности. Вот именно с позиции сказки и можно объяснить и проанализировать понятийный аппарат азерского агитпропа.  Кстати, я удивляюсь нашим армянским друзьям, которые на те или иные утверждения азерского президента и агитмашины псевдогосударства Азербайджана так рьяно и ожесточенно реагируют. Они не понимают, на чем  все это основано. Они не знают, что творится в Азербайджане, что это, не страна – член ООН, а некая «сказочная» обитель «Тысячи и одной ночи», они не догадываются, что имеют дело со сказочным Багдадом «Али-бабы и сорока разбойников».   Я по долгу службы подробно читаю армянские публикации, имеющие контр-пропагандистский характер; слабость армян именно в том и заключается, что анализ ими продукции азерского агитпропа основывается на парадигме, отражающей материальные реалии, между тем как при апеллировании к сознанию азеров-турков надо исходить из совершенно других предпосылок, а именно из того, что мировоззрение у этого народа – и без Алиева мифологизированное, –  в нынешних условиях отражает  настоящий сказочный сумбур. Армяне должны иметь ввиду, что имеют дело с этим «сказочным сумбуром», а не с разумным мировосприятием человека начала 21-го века. К тому же, этот «сказочный сумбур» не однороден, а обладает многими локальными проявлениями – в зависимости от принадлежности к той или иной  части Азербайджана.  Армянская контрпропаганда, как мне кажется, однобока и реактивна, то есть, адекватно реагирует на неадекватный базар азеров: они говорят «Карабах – наш», армяне приводят тысячи доказательств в свою пользу; азеры твердят, что Армении вообще нет, что это – Западный Азербайджан, а армяне в том же духе начинают опровергать их, и т.д… У армян, видимо, нет понимания того, что, опровергая с научных позиций азерскую фантасмагорию, тем самым они легитимизируют ее, придавая ей некую событийность.  Как мне рассказывал наш аксакал, они даже создали в Ереване специальный журнал, призванный на английском языке опровергать азерскую бредню. Вот уж этого никак не следовало бы делать! Вообще, надо помнить, что для дельного спора и дискуссии нужно, чтобы обе стороны говорили на едином метаязыке и оперировали единым понятийным аппаратом. Метаязык «азерской сказки» лишен полностью понятийного аппарата и  системы научной аргументации: вести беседу, а тем более бороться с людьми, носителями сказочного мышления – невозможно и, к тому же, вредно. Сказочную логику можно разрушить лишь «смехом», а не рациональным резонированием. Это –  разновидность «ритуального смеха», описанного в свое время русским философом Михаилом Бахтиным.  Хочу привести один живой пример из словесных баталий, обычно разворачиваемых в комментариях под нашими выпусками. Как правило, в них участвуют три стороны – турки-азеры, талыши и армяне. Несмотря на наличие трудно сдерживаемой агрессии против талышей, тем не менее, азеры из политических соображений стараются быть «политкорректными» по отношению к нам, но армян они не щадят – бьют вовсю! Те то же не остаются в долгу – просто заглядение посмотреть как стороны уничтожают друг друга: азеры – с помощью своих мифических построений и площадной брани, а армяне, как я уже сказала, – рациональной аргументацией, ну, конечно, тоже со смесью ругани.  Несведущий читатель ничего не поймет из этой словесной смеси – ему покажется, что и армяне, и азеры равным образом и правы и неправы. Но вот, недавно, некая армянка, судя по всему молодая, сознательно или интуитивно, не знаю, стала отражать азерские нападки, прибегая именно к «ритуальному смеху», используя образ Василия Алибабаевича, известного персонажа из кинофильма «Джентльмены удачи». Так я скажу вам, мои сладкие, она так уделала несколько азерских мужиков, нападавших на нее бесчестно и с самыми отвратительными выражениями, что они вскоре в исступлении ретировались! По сути, она, молодая армянка, «смехом» обезоружила этих бедолаг, разрушила их сказочный мир, вернула в незавидную реальность, в которой они беспомощны. Когда я была студенткой в Питере, мы проходили древнегерманскую мифологию; наш профессор поручил мне курсовую работу – выделить все устойчивые утверждения, клише и сакральные фразы, которые я найду в текстах на древнегерманских языках. Не буду утверждать, что я  звезды с неба спускала,  работая над этой темой, хотя и получила пятерку, но зато я узнала, что такое сакральные фразы или,  как еще  говорят, мантры. Я узнала, что каждая мифология, то есть, по сути, каждая оторванная от действительности идеология, обязательно основана на системе таких утверждений, не подлежащихся оспариванию и считающихся истиной последней инстанции. Это как священная книга, содержащая неоспоримые постулаты. Рассматривая азерский агитпроп условно как некую мифологию, воздвигнутую на идеологии сказки, мы можем безошибочно выделить основные составляющие этой идеологии в виде незыблемых постулатов.  Я бы хотела сейчас привести некоторые их них, а остальные, дорогие мои, вы сами можете легко определить. Разумеется, я буду приводить только те «мантры», которые касаются нас, талышей, и нашей страны -Талышыстана. Итак, приступим: «Талыши – это тюрки, потомки древнего тюркского населения региона, которые забыли свой язык и ныне говорят на иранском»; «Талышистана никогда не существовало, не было Талышского ханства; это – часть Азербайджана, называвшаяся  Ленкоранским ханством»; «Азербайджан – наша общая родина, мы все – азербайджанцы»; «Азербайджан – наш общий дом, он принадлежит всем нам, будь то азер-турк, талыш, тат, лезгин и т.д.»; «Мы все – мусульмане, мы женимся друг на друге, у нас общие семьи, общая культура и общая история»; «Талыши всегда боролись за территориальную целостность Азербайджана и оставили много шахидов на поле боя в войне с армянами»; «Кровь талышских шахидов призывает талышей отомстить за своих сородичей, павших за Азербайджан» и т.д. Впрочем, указанные «мантры» имеют много разных формулировок, а в народное сознание издавна внедряются другие «мантры» –  типа «талыши – глупый народ», «голова у талыша работает после 12-и», «у талышей затылок ровный, как у армян» (кстати, последнее утверждение –  верное, ибо и талыши, и армяне – брахикефалы,   находятся в близком этногенетическом родстве), «талышский язык – это тарабарщина, смесь тюркского с иранским», и т.д. Есть и особая группа «мантр», касающихся непосредственно президента и его жены: «Ильхам Алиев любит талышей, заботится о них и старается насколько возможно облегчить их жизнь», «йиразрабатывает целый комплекс мер по улучшению культурного и жизненного уровня населения Южной Зоны (то есть Талышистана)» и т.д. Итак, дорогие мои братья и сестры, мы живем в сказке, но сказка долго не живет, готовьтесь к реальным событиям: сказка вскоре закончится, а нам предстоит создать свое собственное государство, отмежевавшись  от «Тысяча и одной ночи султана Алиева и его Шехерезады» или – еще лучше – от «Али-бабы и его сорока разбойников»! Да здравствует талышский народ! Да здравствует республика нашей мечты – независимый Талышистан! Да здравствует Национальное Телевидение Талышистана!