Вернись домой, талыш!

Дорогие мои братья и сестры! Вы, наверное, подумали, что мое сегодняшнее выступление – банальный призыв к репатриации, то есть к возвращению на Родину с чужбины. А те из моих единокровных братьев и сестер, которые составляют многочисленную талышскую общину России, встрепенулись, думая, что сейчас услышат увещевания о сохранении родного языка, любви к родной культуре и т.д. Нет, дорогие мои, таких призывов сегодня вы не услышите. К тому же, талышская диаспора – это необычная диаспора, это – вообще уникальное явление в мире, и нужды в подобных призывах к ней нет. Обычно части целого народа, живущие за пределами страны или этнической территории, рано или поздно  теряют свою идентичность – это закон общественного развития. Есть множество примеров, когда  целые колонии исчезали в течение одного-двух поколений. Вот, например, ярчайший пример – почти полумиллионая армянская колония  Польши, которая растворилась в течение менее чем одного столетия, оставив лишь отдельные следы в виде фамилий, которые традиционно считают армянскими. Почему я привожу пример из армянской действительности? Да потому что в силу определенных историко-политических причин – нашествие врагов, завоевание страны инородцами – армяне были вынуждены часто эмигрировать, покидать свою страну, свою этническую территорию. Подобный народ, вынужденный даже в большей степени, чем армяне,  мигрировать и скитаться по свету, – евреи: то же самое происходило и с ними. Но у евреев положение было несколько иным, ибо, в отличие от армян, главным маркером для евреев всегда являлась религия, то есть иудаизм. Вот сейчас, после Исламской революции,  Америку наводнили иранцы. Там, по некоторым подсчетам, проживает около 3-4 млн быших граждан Ирана; столько же и даже больше – живет в европейских странах. Сейчас они имеют сильную привязанность к Родине, сохраняют свое иранское самосознание, имеют тысячи общественно-политических организайций, но, поверьте, пройдут годы и через одно столетие иранцы растворяться в американском обществе, как это случилось с ирландцами, не менее преданными своей метрополии.  Да, мои дорогие, это закон, печальная закономерность… А в случае с нами, с талышами, все – уникально, по-особенному, ибо мы – особый народ, у нас особый склад ума, у нас особая страсть к своей земле; земля для нас – не просто место обитания, это – часть нашего бытия, нашей сути, главная составляющая нашего мировоззрения. Вы спросите: разве у евреев, армян или иранцев не так? Разве для них земля  ничего не значит? Нет, мои дорогие, земля для них имеет такое же значение, как и для нас, но, в отличие от этих народов, которые имели в истории собственную государственность,   тысячелетнюю собственную письменную традицию и много других признаков идентичности, земля становится для них чем-то вроде маркера вторичного характера. Чтобы вы поняли, скажем так: для еврейской общины, живущей, скажем, в Исландии, еврейство выражено в религии, в иудаизме,  а также в особых традициях этого народа, бережно контролируемых и защищаемых духовной прослойкой. Даже знание языка не является обязательным, чтобы чувствовать себя евреем, а «Земля Обетованная» становится в большей степени мировоззренческим элементом, чем целью жизни. То же самое –  для армян и иранцев. Одним словом земля (этническая территория) при гипертрофии (то есть сильном проявлении) других маркеров идентичности, часто теряет свои реальные очертания, становится легендой, мифом, лишь элементом мировоззрения. У нас же, у талышей, из-за превратности судьбы, ряд маркеров, составляющих основу самосознания, не сложились в единую систему, иначе говоря – ни религия, ни этногенетическая мифология не являются для талышей решающими при определении этнической принадлежности. Главными маркерами идентичности для нашего народа, таким образом, остаются наши земля и язык, но из этих двух самое главное – все же земля, а не язык: покуда талыш сохраняет в себе любовь и страсть к своей земле, определяет себя как хозяин этой земли, считает себя продуктом талышской земли, он – талыш, даже если не знает своего языка. Талышская земля – Талышистан, основополагающий и фундаментальный элемент национального бытия. Это тот случай, когда говорят «Земля и народ – едины!». В свете сказанного вы вправе спросить, в чем же тогда особенность, например, талышской общины России – самой многочисленной во всей диаспоре? В чем отличие талышской общины России от, скажем, украинской или азербайджанской? А в том, мои сладкие, что талыш никогда не живет на чужбине: он может физически находиться вне пределов Талышистана, но, по сути, живет у себя, в родной деревне, участвует во всех событиях этой деревни, в курсе всего, что происходит там, даже строит и благоустраивает свой дом и дома родных, покупает недвижимость, занимается благотворительностью, если позволяют средства и всеми возможным путями старается благоустроить родную обитель. Представьте себе бурную реку, берущую начало в Талышских горах, несущую свои воды в сторону России, протекающую по ее городам и весям и далее возвращающуюся к своим истокам – к просторам Талышистана  – обогатившейся и еще более благотворной. Можно сказать, что  талышская община, живущая сегодня в России, – это не статическая константа, а постоянно циркулирующая сквозь просторы Талышистана стихия. В палитре характеристик талыша первое место занимает определение его родной деревни, города, квартала, причем по нисходящей линии: говорят, например, масалинец из села, допустим, Махмудавар, или лерикец из  села Джангамион или Былабанд и т.д. А после этого уже выясняют кто он, что делает, какую социальную нишу занимает? И еще один важный момент. Если сегодня иранец, еврей или армянин покидают свою страну и обосновывается за рубежом, то они, действительно, заменяют собственную  государственную систему иной, новой системой нынешней страны проживания. А вот талыши не имеют собственной  государственной системы, вы Азербайджане они живут во враждебной для талышей системе управления, которая, по сути, является средством дискриминации, давления и преследований. Таким образом, друзья мои, я не  призываю вас вернуться на Родину. Вы и так находитесь на Родине; я уверена, вы ее не покинули и никогда не покинете! Не случайно же многие талыши, живя у себя на Родине, вообще не интересовались национальными проблемами, а оказавшись в России, стали ярыми сторонниками независимости Талышистана и активно участвуют в нашей борьбе против азеро-туркских захватчиков. А теперь – к сути нашего сегодняшнего разговора. Когда я говорю «вернись домой, талыш», я призываю вас не то что вернуться, а, скорее,  не покидать свой дом, то есть не отчуждаться от своей земли, а следовательно – не терять своей идентичности. Мой призыв, прежде всего, относится к тем нашим соотечественникам, которые продали свою душу дьяволу, ступили на скользкий, опасный и позорный путь коллаборационизма, прямо или косвенно сотрудничают с врагом, являются его агентами. Покинуть свою страну, свой дом – смерти подобно, вне пределов своего дома, своего племени, своей этнической территории  человек умирает. Возвращение к родному очагу, на Родину – это воскресение из мертвых. Если человек хочет остаться человеком даже на чужбине, даже на расстоянии тысяч километров  от родной земли, он должен по крайней мере в переживаниях постоянно находиться на родной земле, его душа должна жить на земле предков, иначе тело сгинет, его одолеют множество болезней. Болезни духа и телесные страдания будут сопровождать  его всю жизнь. Психологи выяснили, что в душе человека есть подсознательное стремление вернуться в утробу своей матери; эта подсознательная страсть породила множество легенд и преданий и отмечена во многих мифологиях мира. Эту стремление к возвращению к истокам ученые  назвали  «вечное возвращение». Те наши талыши, которые не пребывают в состоянии «вечного возвращения», могут стать удобной добычей для азерских спецслужб, ибо это уже – не талыши и даже не живые существа – это мертвецы. Будьте живыми братья, будьте талышами! В индоевропейской традиции есть особая мифологема, определенная глаголом *nes-, что значит «вернуться домой», причем вернуться «здоровым и невредимым». Вернитесь домой, братья, «здоровыми и невредимыми»! Нет ничего слаще на свете, чем родная земля! Прочь от гниющей и гнусной азеро-туркской стихии! Оставайтесь на родной земле! Вернитесь к ней! Да здравствует талышская земля – наш родной Талышистан! Да здравствует талышский народ! Да здравствует Национальное Телевидение Талышистана!