Кто ты, талыш?  

Дорогие мои! Я  чувствую огромную радость, когда читаю мысли различных авторов о талышском народе, высказанные ими в разные времена. Как известно, в разные годы из разных стран люди – обычные путешественники, ученые и пр. – посещали нашу Родину, Талышистан,  знакомились с национальными обычаями и традициями наших талышей, интересовались повседневной жизнью и бытом, а потом писали об этом в своих книгах и мемуарах. Отрадно, что подавляющее большинство из них пишут о талышах как о мирных, спокойных, без агрессивного нрава, простодушных, трудолюбивых, доброжелательных, богобоязненных и правоверных, физически здоровых, духовно и морально чистых людях. В древние периоды большая часть жизни талышей, как и большинства других народов мира, проходила на войнах. При этом следует обратить особое внимание на один нюанс. Дело в том, что талыши в основном вели оборонительные войны, так как им часто приходилось защищать свои земли и свободу  от нападок  агрессивных иноземцев. Талыши  практически никогда не нападали на своих соседей, не строили планов по захвату чьих-то территорий. Да и надобности в этом не было! Бог подарил нашему народу один из райских уголков земли, где было и есть все – начиная с Каспийского моря и Гирканского леса до Талышских гор и Ленкоранской низменности! Эта та земля, которая испокон веков щедро кормила  наш народа! Все это позволило талышам создать на этой земле уникальную самобытную культуру! Разве  могли они найти лучшую Родину,  напав на соседей? Нет, конечно! Тем не менее, судьба сыграла злую шутку с нашим народом. В один прекрасный день он против своей воли оказался в составе чуждого ему государства под названием Азербайджан! Это произошло примерно сто лет назад, и именно с того времени начались все беды и трагедии талышей. Не распространяясь о  перипетиях истории этих бед и трагедий, отмечу лишь, что наш народ так и не смирился со сложившейся ситуацией и всегда боролся за свою свободу и независимость. С известных лет знамя этой борьбы находится в руках нашего поколения, точнее – у передовой части нашей интеллигенции. Борьба эта имеет многоплановый и многосторонний характер и охватывает все стороны жизни нашего народа – начиная с вопросов социально-экономического положения до изучения древнейшей истории талышского народа. В рамках этой передачи я хочу рассказать вам только об одном аспекте нашей борьбы, связанным, на первый взгляд, с такой сугубо научной проблемой, как определение этимологии слова «талыш». До сих пор для многих талышей и неталышей происхождение этого термина остается  загадкой. Многие наши соотечественники буквально ломают голову над тем, что же означает это слово, какова ее этимология? Странно, что среди академических ученых-иранистов тоже нет единого мнения по этому вопросу. Многие трудности тут связаны с тем, что, к несчастью, он на протяжении  многих столетий был лишен своей государственности и находился в составе разных государств, зачастую враждебно настроенных в отношении этого народа. В нынешней Азербайджанской Республике, где проживает часть талышей, уже ни у кого нет сомнений в том, что «талышская тематика» вообще находится под негласным запретом, а многочисленные археологические находки, которые по идее должны способствовать научному изучению истории талышей, учеными этого государства безбожно фальсифицируются и приписываются местным туркам-азерам. Более того, в Азербайджане в течение всех последних лет талышам последовательно внушают  мысль о том, что они якобы являются тюрками, которые в какой-то период истории чудесным образом были иранизированы! В таких условиях о подготовке кадров для изучения истории талышского народа говорить даже не приходится! В результате у нас никогда не было возможности воспитать собственных ученых-талышеведов, которые, зная древние языки, могли бы разобраться в этом вопросе, имеющим важное значение для многих талышей. Еще одна сложность заключается в том, что слово «талыш» впервые отмечено в письменных источниках V века нашей эры, хотя мы более чем уверены в том, что история нашего народа исчисляется многими тысячелетиями. При этом я считаю своим долгом заметить, что сами талышские ученые никогда ранее не имели возможности заниматься изучением данного вопроса;    иностранные ученые также крайне редко обращались к нему. Все довольствовались теми источниками о талышах, которые давно были известны научному сообществу. В результате, разные зарубежные ученые зачастую выдвигают далекие от истины  версии этимологии слова «талыш». Что касается талышских ученых, то на сегодняшний день  по этой теме написана всего-то одна статья – известного талышского востоковеда-арабиста Бейтуллы Шахсойжа – под названием «По следам топонима «талыш». В ней предпринята первая попытка разобраться в этимологии слова «талыш». Автор выдвигает ряд версий. Но, при всем моем уважении к Шахсойжу, я должна отметить, что одна статья – это очень мало для изучения этого вопроса. Он требует более глубокого и всестороннего исследования, предполагающего   знание  многих языков древности и  привлечение более широкого круга письменных источников из архивов разных стран. Недавно я попросила одного большого друга нашего народа, известного ираниста с мировым именем, высказать свое мнение по этому поводу. Этот ученый уверен в том, что талыши являются прямыми потомками древнейших иранских племен – кадусиев, а слово «талыш» произошло от слова «кадус». Честно говоря, хоть я очень уважаю его и восхищаюсь  его знаниями по истории и языкам древнего Ирана, тем не менее,  я не могу до конца согласиться с его мнением. Я более чем уверена в том, что «кадусии» – всего лишь одно из древних племен, сыгравших решающую роль в формировании нашего народа. Я уверена еще и в том, что испокон веков самоназвание нашего народа было именно «талыш», но по каким-то неизвестным пока нам причинам, это название не было зафиксировано в первоисточниках или же было зафиксировано в недошедших до нас источниках.  Мое сердце все время подсказывает мне, что мы должны продолжать поиски в этом направлении. Вот  я и попросила его поискать в языках разных народов хотя бы следы слова «талыш». Спасибо ему за то, что моя просьба нашла у него понимание и он погрузился в поиски. После многочасовых поисков, среди прочего, он нашел   информацию о том, что в Индии одно из самых распространенных мужских имен – Талыш (в английской версии Taalysh).  Дорогие мои! Только представьте, как он меня обрадовал этим! Чуть ли ни в слезах я попросила его выяснить смысл этого слова в хинди.  Вот что он сказал мне в ответ на мою просьбу: “Слово «Талыш»  означает на хинди «хозяин земли и гор».  Я, конечно же, далека от мысли, что это – единственно правильное объяснение самоназвания нашего народа. Но, с другой стороны, мы не имеем оснований не принимать во внимание и   это объяснение, так как многочисленные связи талышей с Индией уже в древние времена так или иначе известны  нам всем. Несмотря на то, что эти связи также не были объектом специального научного исследования, тем не менее, само их наличие между нашими странами и народами лично у меня не вызывает сомнений. В нашем языке имеются  слова, которые   связаны с Индией.  Например, талыши называют темнокожих людей «һынд», т.е. «темный, черный». Талыши называют ежевику «һындыл», что означает: «һынд» – индус и «дыл» – сердце, т.е. «сердце индуса», «черное сердце». Далее, талыши называют «финик» «хымо», а черный финик – «һындәмо – һындә хымо», т.е. «индийский финик», «черный финик». Наконец, мне намять приходит тут одна талышская поговорка. Талыши обычно   говорят высокомерным людям: «Һындо омәш, дәвард бә пе» – «Раз уж ты приехал из Индии, то садись во главе стола!» («Себя ведешь так, будто приехал из Индии!»).    Все это дает мне основания  думать, что, может быть, именно в хинди  следует искать этимологию слова «талыш», хотя это и не означает, что мы должны отбрасывать все остальные объяснения данного слова в других древних языках. Безусловно, одним из важнейших направлений изучения истории и культуры нашего народа должно быть и эта тема!   Таким образом, отвечаю на вопрос, поставленный мною в заголовке. Быть талышом означает быть свободным хозяином своей земли и гор! Это говорит о том, что у талышей нет другого выхода, кроме как отделиться от чуждого и враждебного нам государства Азербайджан  и провозгласить независимость Талышистана, чтобы стать истинным хозяином своей земли и своих гор, если, конечно, они хотят быть достойными памяти своих отцов и дедов, тысячелетиями защищавших свою Родину от нападений бесчисленных агрессоров ценой своей жизни! Так что, талыш, стань же хозяином своей земли и своих гор, чтобы быть достойным своего имени! Оставайтесь с Богом!   Да здравствует талышский народ! Да здравствует свободный Талышистан! Да здравствует Национальное Телевидение Талышистана!