Шииты предъявляют свои права на Азербайджан    

Мои дорогие!   Вы хорошо знаете, что такое Ашура, и почему большая часть нашего народа и других народов, вопреки своей воле оказавшихся в составе Азербайджана, каждый год проводят это траурное мероприятие в память о внуке исламского Пророка Имаме Хосейне и 72 его сподвижиников, которых самым безбожным образом убили в местности Кербела вблизи Иракской столицы в 61 году исламского календаря. Вам известно и то, что в разные периоды истории отношение местных властей к этой дате было различным. Например, при Советской власти руководство Азербайджанской ССР проводило политику недопущения массового проведения Ашуры. Но, несмотря на все усилия властей, в основном, благодаря непоколебимой воле талышей, а также ираноязычного населения столичного региона – Апшеронских поселков –  и жителей   второго по своей величине в Азербайджане городе Гянджи  Ашура каждый год проводилась с большим или меньшим  размахом. А после обретения независимости перед властями Азербайджана встал вопрос, какую позицию занять  по отношению к Ашуре? В первые годы независимости руководство более или менее терпимо относилось к Ашуре и не проявляло особо жестоких мер в отношении участников траурных мероприятий. Но после того, как в 1993 году Гейдар Алиев путем вооруженного переворота захватил власть в Азербайджане, начались массовые кампании против всего того, что предвещало опасность для них. Руководство постепенно закручивало гайки и, в конце концов, добилось того, чтобы в стране были сведены к минимуму мероприятия  политического и религиозного содержания, которые подразумевают массовое скопление граждан. До сих пор власти выступают против проведения даже таких безобидных, казалось бы, мероприятий, как например, похороны людей, помпезные свадьбы, на которые традиционно собираются много людей. В итоге, например, в Нахичеване давно уже вошли в норму похороны с участием всего нескольких человек, в основном близких родственников усопшего. Что касается Ашуры, то и здесь в разные годы можно наблюдать применение самых изощренных методов, подразумевающие запрет этого массового мероприятия. Если исключить некоторые локальные эпизоды, то приходится признать, что власти страны в целом добились того, чтобы с каждым годом как можно меньше людей участвовали в траурных мероприятиях. На фоне всего этого, особый размах Ашуры в этом году не может не привлекать внимания наблюдателей, хорошо знакомых с реалиями нынешнего Азербайджана. Как это не удивительно, нынешняя Ашура качественно отличалась от предыдущих и масштабами траурных мероприятий,  и числом  участников, и степенью сопротивления полицейской машине правительства. Судя по всему, все это привело к волнению в верхних эшелонах власти страны, о чем свидетельствует тот факт, что многие высокопоставленные правительственные чиновники заранее в срочном порядке были командированы в самые «болевые» точки страны: министр внутренних дел Р. Усубов – в Ленкорань, глава госкомитета по делам религии М. Гурбанлы – в Масаллы и т.д. О самом Баку и окрестных поселках говорить не приходится, так как больше всех остальных территорий, репрессивные силы властей были сосредоточены именно тут. Что касается г. Гянджи, то этот город, как и весь Гянджабасар, давно уже является вотчиной курдов, где все руководящие посты – в руках родственников негласного главы Курдской Рабочей Партии Бейлера Эйюбова! Тут же отметим, что, несмотря на жесткий режим репрессий, именно в Гяндже толпа прорвала полицейский кордон и вошла в Имамзаде, что также является показателем размаха Ашуры в нынешнем году.    Что происходит в Азербайджане? –  спросите вы меня. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте взглянем на предысторию нынешней Ашуры и вспомним, что же происходило до самой Ашуры? Первое. Первому вице-президенту страны Мехрибан Алиевой была показана «красная карточка», и ей, пусть и на время, но все же пришлось отказаться от своих президентских амбиций под мощным натиском влиятельных представителей правящего курдского клана. Второе. Начались внешне ничем не мотивированные атаки на Шейхульислама Аллахшукюра Пашазаде. Сразу отметим, что такие атаки – не новость для Шейха, так как они были и раньше. Но нынешняя атака качественно отличалась от предыдущих и в плане своей остроты, и в плане того, каким образом он отразил их. Наши зрители, наверное, помнят, что прежде при таких атаках Шейх каждый раз занимал выжидательную позицию, а в конце находил удобный случай, чтобы покрасоваться на каком-нибудь мероприятии рядом с президентом – раньше с Гейдаром Алиевым, а за последние годы – с его сыном Ильхамом. Как правило, Шейх сам организовывал такие религиозные мероприятия, куда он приглашал главу государства в  сопровождении всего его окружение. И перед этим окружением, внутри которого обычно  находились закулисные кукловоды атак на него, каждый раз выступал президент, и публично выражал свое особое отношение к Шейху. На этом все атаки и заканчивались. А в этот раз, по неизвестным нам причинам, Шейх не организовывал подобного мероприятия и решил свой вопрос по-другому. Он дождался завершения Ашуры и через несколько дней дал интервью государственному информационному агентству, где ответил на все нападки в свой адрес, и, как это ни странно, все на этом и закончилось! То есть, личное вмешательство президента даже и не потребовалось! Вслед за ним некоторые влиятельные правительственные политики, депутаты парламента и журналисты правительственных изданий выступили с поддержкой в адрес Шейха. А относительно независимые аналитики и общественные деятели в своих аналогичных выступлениях и интервью непременно указывали на то, что «атаки на Шейха имеют цель дестабилизировать политическую ситуацию в стране» и даже назвали Шейха «оплотом стабильности в Азербайджане». Некоторые же пошли еще дальше, напомнили всем о том, что Шейх «по национальности талыш и держит под своим контролем все талышское движение», что «эти атаки могут привести к волнениям среди талышей, что опасно для государства». Все это говорит о том, что нынешняя Ашура стала своеобразным «сигналом тревоги» для высшего руководства страны и оказала на них вполне отрезвляющий эффект. Она доказала, во-первых, мощь Шейха и его возможность оказать решающее влияние на внутриполитические процессы в стране, во-вторых, Ашура подтвердила правильность нашего прогноза о том, что «слишком рано думать о том, что якобы с шиизмом в Азербайджане покончено, что шииты еще скажут свое веское слово; шииты долго запрягают, но быстро ездят, что в очередной раз доказал опыт Исламской Революции в Иране». Видимо, это и дало Шейху уверенность в своих силах. Таким образом, шииты впервые за долгие годы независимости предъявили свое право хозяина на Азербайджан, стремительно выйдя на политическую арену страны как мощная и непредсказуемая сила». Но это еще не все! Дело в том, что такой внушительный размах Ашуры вряд ли может быть объяснен только мощью самого Шейха. Потому что  ирония судьбы заключается в том, что Шейх имеет большее влияние на представителей политического истеблишмента, нежели на верующих, и тем более, на священнослужителей, особенно получивших религиозное образование в Иране! Получается, «команда» на проведение Ашуры с таким размахам получена не от самого Шейха, а предположительно  из Ирана. Если учесть, что в последние годы наблюдается зримое потепление отношений Шейха с иранским руководством, то такая команда была дана, во-первых, в поддержку Шейха, чтобы продемонстрировать его мощь. Во-вторых,   следует обратить внимание еще на кое-какие другие моменты. Дело в том, что именно в эти дни впервые первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева появилась в хиджабе в мечети, что демонстрируют  опубликованные в соцсетях  фотографиям. Далее, своеобразность ситуации объясняется еще и тем, что в соседней суннитской Турции в последние годы Ашура проводится с особым размахом. Напомним, что впервые в 2010 году в Турции шиитам разрешили публично провести Ашуру. Но после попытки военного путча в июле прошлого года Ашура отмечают с еще большим размахом. Более того,  президент Эрдоган и его приближенные из высшего руководства государства сами участвуют в этих траурных мероприятиях, чего ранее никогда не было – ни в Османской, ни в республиканской Турции! Мало того, Эрдоган, а вслед за ним и премьер Бинали Йылдырым  во всеуслышание заявляют, что «Ашура – наша общая трагедия. Здесь не должно быть различия между шиитами и суннитами, потому что здесь речь идет о трагедии семьи нашего пророка Мухаммеда. Поэтому день Ашуры должен стать днем памяти каждого мусульманина». Многие наблюдатели в самой Турции и за ее пределами объясняют такой резкий поворот руководства Турции в сторону шиитов и Ашуры электоральными  нюансами. Но если учесть, что число шиитов в Турции, по разным оценкам, не превышает 5 млн. человек, то выясняется, что далеко не все объясняется этим. Следуя советам Козьмы Пруткова, приходится зрить в корень проблемы. При таком подходе становится ясно, что, на самом деле, такой поворот Эрдогана имеет под собой скорее политический мотив. Вспомним прошлогоднюю попытку путча в Турции. Известно, что в ночь путча священнослужители в Стамбуле вышли на улицы города с Кораном в руках  и призывали горожан выйти на митинг в поддержку Эрдогану, тогда как сам президент ожидал решения своей участи неизвестно где! В те дни практически никто не задался вопросом, «А кто были эти муллы?». Если верить мнению турецкого руководства, то путчисты были сторонниками Ф. Гюлена, т.е. нурсистами? То есть в принципе муллы из этого суннитского течения не могли призывать народ  поддержать Эрдогана, которого они сами же и хотели свергнуть! Наши более осведомленные источники сообщают, что  муллы, вышедшие на улицы Стамбула, были именно шиитами! Более того, сами они  вышли на митинг в поддержку Эрдогана по указанию из Ирана! Наконец, если иметь в виду, что одним из главных бенефициариев «мирной» передачи власти в Азербайджане от И. Алиева к его супруге является именно Турция, тогда получается своеобразный геополитический треугольник, сторонами которого являются Турция, Иран, и Мехрибан Алиева в союзе с Шейхом Аллахшукюром Пашазаде! Тем не менее, на наш взгляд, данный треугольник пока существует в общих очертаниях. А для реального наполнения, точнее, для того, чтобы «сомкнуть» его углы не хватает нескольких  «элементов». Как бы то ни было, нынешняя Ашура стала новым явлением скорее в политической жизни Азербайджана, чем в религиозной. Дальнейшее развитие событий в Азербайджане во многом будет зависеть, во-первых, от того, как скоро стороны данного треугольника сомкнутся, во-вторых, какие меры предпримут представители курдского клана. Роль и даже участие самого Ильхама Алиева во всех этих процессах не видится, т.е. все это происходит фактически без его участия! Так что впереди всех нас ожидают новые сюрпризы на политической сцене Азербайджана! Мы следим за ходом событий. Будьте с нами  и первыми узнавайте, куда ведет судьба это  горе-государство? Наконец, еще об одном. Мои дорогие! Вы хорошо знаете: что бы мы ни делали, мы делаем это ради своего талышского народа, ради его скорейшего освобождения и провозглашения независимого Талышистана! Исходя из национальных интересов нашего народа, мы заявляем всем вам: как бы мы хорошо ни относились к нашей исторической Родине – Ирану, к нашему земляку Шейху Аллахшукюру Пашазаде, тем не менее, мы определим свое отношение ко всему происходящему исключительно по тому, насколько оно будет отвечать интересам талышского народа. Т.е. если мы заметим, что события имеют конечной целью в любой форме сохранить Азербайджан как единое государство, то мы будем против этих действий и сделаем все для того, чтобы сорвать эти планы! Оставайтесь с Богом!  Да здравствует талышский народ! Да здравствует свободный Талышистан! Да здравствует Национальное Телевидение Талышистана!